внутренняя позиция школьника на
уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
•широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
•учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу и способам решения новой задачи;
•ориентация на понимание причин успеха в учебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание
предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
•способность к самооценке на основе критериев
успешности учебной деятельности;
•основы гражданской идентичности личности в форме осознания
«Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
осознание своей этнической принадлежности;
•ориентация в нравственном содержании и смысле как
собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
•знание основных моральных норм и ориентация на их
выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
•эмпатия как понимание чувств других людей и
сопереживание им;
•установка на здоровый образ жизни;
•основы экологической культуры: принятие ценности
природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит
возможность для формирования:
•внутренней
позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному
учреждению, понимания необходимости учения;
•устойчивого
учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
•адекватного
понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
•положительной
адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли «хорошего ученика»;
•компетентности
в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
•морального сознания
на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе
учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
•установки на
здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
•осознанных
устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую
сферу человеческой жизни;
•эмпатии как
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные
универсальные учебные действия Выпускник научится:
•принимать и сохранять учебную задачу;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем
плане;
•учитывать установленные правила в планировании и
контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды
решения задачи);
•оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
•различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и
иностранном языках.
Выпускник получит возможность
научиться:
•в
сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•преобразовывать
практическую задачу в познавательную;
•проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•самостоятельно
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
•осуществлять
констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Познавательные
универсальные учебные
действия
Выпускник научится:
•осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном
пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
•осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации
об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•использовать знаково-символические средства, в том
числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для
решения задач;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•ориентироваться на разнообразие способов решения
задач;
•основам смыслового восприятия художественных и
познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных
видов (в первую очередь текстов);
•осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков;
•осуществлять синтез как составление целого из частей;
•проводить сравнение;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом
круге явлений;
•строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах и связях;
•обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и
выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи;
•осуществлять подведение под понятие на основе
распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
•устанавливать аналогии;
владеть
рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
•осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
•записывать,
фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
•создавать и
преобразовывать модели и схемы для решения задач;
•осознанно и
произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
•осуществлять
синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
•осуществлять
сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
•произвольно и
осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•адекватно использовать коммуникативные, прежде всего
речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
•допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•строить понятные для партнёра высказывания,
учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
•задавать вопросы;
•контролировать действия партнёра;
•использовать речь для регуляции своего действия;
•адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит
возможность научиться:
•учитывать и
координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
•учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
•понимать
относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•аргументировать
свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
•продуктивно
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
•с учётом целей
коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
•задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
•осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
•адекватно
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
•адекватно
использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.