Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 19.04.2024, 12:28 | |||
МБОУ ДСОШ №3 | ||||
Вы вошли как Гость Группа "Гости" Приветствую Вас Гость | ||||
|
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Программа
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени
начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих
существенное влияние на состояние здоровья детей: ¾ неблагоприятные
социальные, экономические и экологические условия; ¾ факторы
риска, имеющие место в школе; ¾ активно формируемые в младшем школьном
возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; ¾ особенности
отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью,
существенно отличающиеся от таковых у взрослых; Здоровье
учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Решить эту проблему
поможет систематическое образование учащихся, начиная с начальной школы. Чтобы
успешно решать вопросы формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих
вопросах. Важно
всем учителям и воспитателям соблюдать следующие принципы, на которых строится
воспитание здорового образа жизни детей: 1.
Системный подход – необходимо
объединение воспитательных усилий школы и родителей, а также совершенствовать
эмоционально-волевую сферу ребенка. 2.
Деятельностный подход – необходима
культура в области ЗОЖ, важно не направлять детей на путь здоровья, а вести их
за собой по этому пути. 3.
Принцип «Не навреди!» - он
предусматривает использование только безопасных приемов оздоровления, научно
признанных и апробированных. 4.
Принцип гуманизма – приоритетным
направлением должно стать формирование нравственных качеств ребенка, которые
являются фундаментом здоровья. Необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие,
выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни,
чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить
в собственные силы. Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония,
положительная самооценка. Надо, чтобы у каждого ребенка формировалось чувство
нежности и любви к самому себе, чувство доверия к миру и людям. При
выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте
необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики
возраста, опираться на зону актуального развития, создавать благоприятный
психологический климат в школе, обеспечивать рациональное питание, эффективную
физкультурно-оздоровительную работу, рациональную организацию учебного
процесса. -
если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить; -
если ребенку удается достигать желаемого – он учится надежде; -
если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится
находить в этом мире любовь. Не
менее важно для сохранения здоровья развивать у детей способность рассматривать
себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их
возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть
и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный
потенциал. Необходимо
формировать у детей нравственное отношение к своему здоровью, которое
выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен
осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижение любой жизненной цели, и каждый сам
несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Мощным
источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура, а также
формирования основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами
самомассажа, способами закаливания. А для этого необходимо развивать и
совершенствовать у детей функции анализаторных систем (слух, зрение и д.р.),
учить навыкам произвольного контроля над дыханием, воображением, формировать
умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и д.р. Осваивая эти
знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной
деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует
более успешному обучению. Воспитание
в области здоровья должно формировать у ребенка основы безопасности
жизнедеятельности. Осваивая программу ОЗОЖ, он учится не совершать поступков,
опасных для жизни и здоровья. Важно, чтобы в процессе работы по программе
ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать
коммуникативные навыки, дух сотрудничества и коллективизма, учить дружить с
другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства
другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение,
сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных
ситуациях. Воспитание
в области здоровья предусматривает формирование у ребенка понимания
мужественности и женственности и
соответствующих этому качеств: у мальчика – силы, ловкости, выносливости, воли,
уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага,
желания им помочь, защитить, а в девочках – пластичности, легкости,
отзывчивости, терпимости. Одним из компонентов формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с
родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей
(законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке
программы формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни. Ребенок должен узнать лучшие семейные
российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль
ребенка в семье, освоить норму и этику отношений с родителями и другими членами
семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов
семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с
гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых
традициях своей семьи. Разработка
программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также
организация всей работы по её реализации
строится на основе научной обоснованности, последовательности,
возрастной психологии. Задачи
программы: •
сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на
здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций,
получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; • дать представление
с учётом принципа информационной
безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность,
инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и
причинах возникновения зависимостей от
табака, алкоголя, наркотиков и других
веществ, их пагубном влиянии на здоровье; •
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и
отдыха, двигательной активности; - научить
выполнять правила личной гигиены; - сформировать
представление о правильном (здоровом) питании, полезных продуктах; -
организовывать здоровый отдых учащихся, для чего прививать учащимся любовь к
систематическим занятиям физической культурой и спортом; - воспитывать
нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, желания побеждать в
себе отрицательные привычки и эмоции; - обучить
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки
(релаксации); - сформировать
навыки позитивного коммуникативного общения; • научить
обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять
и укреплять здоровье; •
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым
вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и
развития. Организация
работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры
здорового образа жизни осуществляется в два этапа. Первый
этап —
анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному
направлению, в том числе по: • организации
режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе,
сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и
профилактике вредных привычек; • организации
просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями
(законными представителями); • выделению
приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов
проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени
начального общего образования. Второй
этап — организация
работы образовательного учреждения по данному направлению. 1.
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает: • внедрение в
систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных
программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа
жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной
деятельности либо включаться в учебный процесс; • лекции,
беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья,
профилактике вредных привычек; • проведение
дней здоровья, конкурсов, праздников и
других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни; • создание в
школе общественного совета по здоровью,
включающего представителей администрации, учащихся старших классов,
родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных
клубов. 2.
Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными
представителями), направленная на
повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение
уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает: • проведение
соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.; •
приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой
научно-методической литературы; • привлечение
педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей)
к совместной работе по проведению
оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Системная
работа на ступени начального общего образования по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных
блоков: · по созданию
здоровьесберегающей инфраструктуры, · рациональной
организации учебной и внеучебной
деятельности обучающихся, · эффективной организации физкультурно-оздоровительной
работы, · реализации
образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными
представителями); · формированию у обучающихся ценности здоровья,
сохранению и укреплению его. Здоровьесберегающая
инфраструктура образовательного
учреждения включает: •
соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного
учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности,
требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; • наличие и
необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и
приготовления пищи; • организацию
качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков; •
оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спорт площадок необходимым игровым и спортивным
оборудованием и инвентарём; • наличие
помещений для медицинского персонала; • наличие
необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава
специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды,
учителя физической культуры, психологи, медицинские работники). Ответственность
и контроль за реализацию этого блока
возлагается на администрацию образовательного учреждения. направленная
на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного
функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки,
нормального чередования труда и отдыха, включает: • соблюдение
гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной
нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях)
учащихся на всех этапах обучения; •
использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и
особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); • введение
любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; • строгое
соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том
числе компьютеров и аудиовизуальных средств; •
индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа
развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального
общего образования; • ведение
систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с
ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские
группы под строгим контролем медицинских
работников. Эффективность
реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога. направленная
на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся,
нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся
всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся и
формирование культуры здоровья, включает: • полноценную
и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры,
в секциях и т. п.); • организацию
занятий по лечебной физкультуре; • организацию
часа активных движений (динамической паузы) между 3м и 4м уроками; • организацию
динамических перемен, физкультминуток на
уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной
активности; • организацию
работы спортивных секций и создание
условий для их эффективного функционирования; • регулярное проведение
спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад,
походов и т. п.). Реализация
дополнительных образовательных программ
предусматривает: • внедрение в
систему работы образовательного учреждения программ, направленных на
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных
образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс
(«Разговор о правильном питании», «Растим здоровых, бодрых, смелых»,
«Дополнительные занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности»); • проведение
дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.; • создание
общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации,
учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих
и реализующих школьную программу «Образование и здоровье». • организацию
дней здоровья. Просветительская
работа с родителями включает: • лекции,
семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка,
его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей
и т. п.; • работу
родительских клубов «Мы вместе», «Совет бабушек и дедушек», «Гостиная»; • организацию
совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению
спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. работы в начальных классах по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни Основные направления по
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |