Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 12:28 

МБОУ ДСОШ №3







Меню сайта
Block title
Block content
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Block title
Block content
Портфолио учителя



ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ПРОГРАММА

ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО  И  БЕЗОПАСНОГО    

ОБРАЗА ЖИЗНИ

  Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

¾   неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

¾   факторы риска, имеющие место в школе;

¾    активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

¾   особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых;

Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Решить эту проблему поможет систематическое образование учащихся, начиная с начальной школы. Чтобы успешно решать вопросы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах.

Важно всем учителям и воспитателям соблюдать следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1.                         Системный подход – необходимо объединение воспитательных усилий школы и родителей, а также совершенствовать эмоционально-волевую сферу ребенка.

2.                         Деятельностный подход – необходима культура в области ЗОЖ, важно не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

3.                         Принцип «Не навреди!» - он предусматривает использование только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных.

4.                         Принцип гуманизма – приоритетным направлением должно стать формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы. Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, положительная самооценка. Надо, чтобы у каждого ребенка формировалось чувство нежности и любви к самому себе, чувство доверия к миру и людям.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, создавать благоприятный психологический климат в школе, обеспечивать рациональное питание, эффективную физкультурно-оздоровительную работу, рациональную организацию учебного процесса.

 Организуя образование в области здоровья необходимо помнить:

 - если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности  в себе;

- если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить;

- если ребенку удается достигать желаемого – он учится надежде;

- если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у детей способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание  самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у детей нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие  достижение любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура, а также формирования основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания. А для этого необходимо развивать и совершенствовать у детей функции анализаторных систем (слух, зрение и д.р.), учить навыкам произвольного контроля над дыханием, воображением, формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и д.р. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Воспитание в области здоровья должно формировать у ребенка основы безопасности жизнедеятельности. Осваивая программу ОЗОЖ, он учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья. Важно, чтобы в процессе работы по программе ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать коммуникативные навыки, дух сотрудничества и коллективизма, учить дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях.

Воспитание в области здоровья предусматривает формирование у ребенка понимания мужественности  и женственности и соответствующих этому качеств: у мальчика – силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках – пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости.  

           Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы  формирования культуры здорового и безопасного образа  жизни.

          Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить норму и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи.

Разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации  строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной психологии.

Задачи программы:

• сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в  азартных играх;

• дать представление с учётом принципа информационной  безопасности о негативных факторах риска здоровью детей  (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах  возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков  и других веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

- научить выполнять правила личной гигиены; 

- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, полезных продуктах;

- организовывать здоровый отдых учащихся, для чего прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- воспитывать нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, желания побеждать в себе отрицательные привычки и эмоции;

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки  (релаксации);

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

          Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.

Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

• организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

• организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

• выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

• внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и  других активных мероприятий, направленных на пропаганду  здорового образа жизни;

• создание в школе общественного совета по здоровью,  включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.

2. Просветительская и методическая работа с педагогами,  специалистами и родителями (законными представителями),  направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и  укрепления здоровья детей, включает:

• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

• приобретение для педагогов, специалистов и родителей  (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной  работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

·       по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры,

·       рациональной организации учебной и внеучебной  деятельности обучающихся,

·        эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,

·       реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями);

·        формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению его.

Здоровьесберегающая инфраструктура  образовательного учреждения включает:

• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления  пищи;

• организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спорт  площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские  работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока  возлагается на администрацию образовательного учреждения.

  

 Рациональная организация учебной  и внеучебной деятельности обучающихся,

направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

• индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего  образования;

• ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы  под строгим контролем медицинских работников.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

 Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и  формирование культуры здоровья, включает:

• полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

• организацию занятий по лечебной физкультуре;

• организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3м и 4м уроками;

• организацию динамических перемен, физкультминуток  на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организацию работы спортивных секций и создание  условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов  и т. п.).

Реализация дополнительных образовательных  программ предусматривает:

• внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс («Разговор о правильном питании», «Растим здоровых, бодрых, смелых», «Дополнительные занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности»);

• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

• создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».

• организацию дней здоровья.

Просветительская работа с родителями включает:

• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

• работу родительских клубов «Мы вместе», «Совет бабушек и дедушек», «Гостиная»;

• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных  привычек и т. п.

          Примерное содержание

работы в начальных классах по формированию культуры

  здорового и безопасного образа жизни

Основные направления по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

 Ожидаемые результаты:

Приложение к программе

 

Проголосуй за наш сайт
Облако тегов
Департамент образования и науки Брянской области Брянский областной центр оценки качества образования Администрация Брянской области Учительский портал "Приглашаем на Урок.ру"
Проголосуй за наш сайт
Block title
Block content


Поиск





Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz